Зарегистрироваться
Войти
Новости
 
 

 

Виртуальное обучение может навсегда войти в жизнь детей

 

По мнению педагогов, спрос на занятия онлайн будет только расти

 

Вынужденное обучение в дистанционном формате во время пандемии вызвало недовольство у большинства родителей. Заявление Валентины Матвиенко о необходимости узаконить дистанционное образование и вовсе повергло граждан в шок. Взрослые испугались, что виртуальное обучение может навсегда заменить обычные школьные уроки. Власти тут же поспешили опровергнуть эти домыслы, однако, какая учеба в реальности нас ждет в новом учебном году, предсказать пока сложно.

 

 

 

В конце марта с необходимостью хоть как-то выживать во время пандемии столкнулись также многочисленные секции и кружки дистанционного образования. Их организаторы не исключают, что удаленный формат придется продолжить и в сентябре. Насколько востребованы такие занятия, и как к ним относятся педагоги и родители, выяснил корреспондент «МК».

 

 - Моя дочь семиклассница уже два года учится дистанционно в частной онлайн-школе, поэтому в этом вопросе пандемия на нас никак не повлияла, - рассказывает москвичка Екатерина. – А вот ситуация с переходом на удаленку дополнительного образования выбила из колеи. Ведь для большинства детей, обучающихся онлайн на дому, кружки необходимы не только для развития, но и для социализации, общения со сверстниками. До самоизоляции дочь занималась в музыкальной и художественной школе. Естественно, занятия фортепиано по интернету нормально организовать невозможно, все сводится к домашним заданиям на отработку произведений. С рисованием дела обстоят, конечно, проще, еще до пандемии большинство дистанционных кружков и лекций работали именно по этому направлению. Но у моей дочери дополнительные занятия в дистанционном формате не вызывают никакого энтузиазма – там она получала необходимое общение со сверстниками. 

 

Тем временем многие родители детей, учащихся в традиционной школе, сходятся во мнении, что по ряду направлений полноценные виртуальные кружки были бы весьма востребованы.

 

- На самом деле для многих родителей дополнительное образование для детей часто оказывается недоступным, - считает Анастасия, мама двух детей-школьников. - Мало у кого кружки находятся рядом с домом, иногда дорога отнимает слишком много времени и сил. Осенью коронавирус вряд ли исчезнет, наоборот, эксперты прогнозируют вторую волну, поэтому лишние поездки на транспорте будут нежелательны. До пандемии сын занимался программированием и олимпиадной математикой, а дочь посещала занятия детской йогой и курсы компьютерного дизайна. Апрель и май показал, что все эти кружки вполне доступны в дистанционном формате, даже фитнес.

 

По мнению педагога дополнительного образования Алексея Ромашина, организаторам кружков и секций стоит быть готовым к тому, что осенью дистанционный формат занятий может продолжиться:

 

«Я работаю в школе и прекрасно вижу, насколько пока все неопределенно даже с основными уроками, про дополнительное образование в сентябре многие пока вообще даже не думают. Если школам действительно придется делить детей на маленькие классы и устраивать несколько смен, для кружков и секций просто не останется времени и помещений. Конечно, у всех педагогов ситуации разные, лично я веду кружок программирования, и мне значительно проще уйти на удаленку, чем тренеру школьной футбольной команды, например. Хотя я знаю, что даже наши футболисты организовали онлайн занятия, где учили детей различным движениям в квартире с мягким мячом. Наибольшие сложности, естественно, возникли с кружками робототехники и конструирования, там для занятий нужны специальные модели, которые большинство родителей не имеет возможности купить.  Конечно, все мы надеемся на лучшее, но последние месяцы показали, что нужно быть готовым ко всему. Лично я за лето собираюсь окончательно доработать программу дистанционных занятий своего кружка на первое полугодие».

 

Преподаватель олимпиадной математики одного из частных центров дополнительного образования и вовсе считает, что по ряду направлений в ближайшее время запрос на дистанционные занятия будет только расти.

 

- На самом деле спрос как на индивидуальные, так и на групповые занятия онлайн начал расти еще до пандемии, - объясняет он. – Проблема в том, что грамотно организованных кружков по той же олимпиадной математике или программированию, которые сейчас находится на пике популярности, в сети не так много.

 

Тем не менее я думаю, что пандемия даст толчок к тому, что в том числе и государственные учреждения дополнительного образования задумаются о необходимости организовать качественные дистанционные занятия на постоянной основе. Ведь очень многие дети не могут посещать желаемые кружки только из-за того, что до них слишком долго добираться на транспорте. Так, что, возможно, в этом вопросе пандемия принесет нам не только минусы, но и плюсы.

 

 

Дата публикации: 04 июня 2020 года

По материалам Московского комсомольца

 


 

 

В России запустили новую образовательную онлайн-платформу для детей

 

Министерство просвещения России совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) презентовало новую цифровую платформу дополнительного образования для детей под названием «Навигатор образования». Об этом в среду, 27 мая, заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на пресс-конференции в ТАСС, посвященной запуску платформы.

 

«Рад приветствовать вас на презентации еще одной крайне значимой для нынешних и будущих выпускников образовательной онлайн-платформы «Навигатор образования». Изначально у нас была идея объединить полезные онлайн-ресурсы, которые обширно представлены сегодня в российском сегменте интернета. В условиях же эпидемиологической ситуации эта работа стала не просто актуальной, а стратегической», — отметил министр.

Он обратил внимание на то, что в условиях режима самоизоляции количество посещений школьниками российских образовательных ресурсов увеличилось в 20 раз. Кравцов назвал лидером по этому показателю портал «Российская электронная школа», который ежедневно набирает 2–2,5 млн посещений. По словам министра, за время эпидемии его услугами воспользовались 64 млн раз пользователи из более чем 70 стран. Также среди популярных ресурсов Кравцов указал проект «Моя школа онлайн», объединивший интернет с телевещанием.

«Я хочу отметить, что российские технологии дистанционного обучения, прежде всего в системе школьного образования и детского дополнительного образования, сейчас совершают существенный скачок вперед и в части качества, и в части доступности», — добавил Кравцов.

2 апреля в Москве открыли бесплатную общеобразовательную онлайн-школу для детей. Площадка работает с 9:00 до 14:00, для занятий нужен лишь гаджет и выход в интернет. На ресурсе представлены видеоуроки более чем по 15 предметам как в онлайн-трансляции, так и в записи. Заниматься могут школьники из любого региона России.

 

Дата публикации: 28 мая 2020 года

По материалам Известия iz.ru 

 


 

 Минпросвещения допустило досрочное завершение учебного года

 

 

 

МОСКВА, 8 апр — РИА Новости. Российские школы могут досрочно завершить учебный год для первых — восьмых классов по итогам законченных четвертей и с учетом дистанционных всероссийских проверочных работ, сообщили в Минпросвещения.

 

Часть программы могут перенести на следующий учебный год.

 

При этом одиннадцатиклассникам могут продлить учебу до 8 июня. В этот день пройдет Единый госэкзамен по географии, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

 

На 11 июня назначен экзамен по русскому языку, 15 июня — по математике базового и профильного уровней, 18 июня — по истории и физике, 22 июня — по обществознанию и химии. Иностранные языки школьники начнут сдавать 25 июня, 26 и 29 июня пройдет устная часть этих экзаменов.

 

Там, где позволит эпидемиологическая ситуация, школы смогут вернуться к штатной работе с соблюдением санитарных требований, добавили в ведомстве.

 

Среди таких требований — деление классов на группы для уменьшения числа школьников в одном кабинете, корректировка учебных планов, сокращение учебного времени, акцент на освоение нового материала.

 

В регионах, где ситуация будет требовать самоизоляции, рекомендовано обеспечить дистанционное обучение.

 

 

Дата публикации: 9 апреля 2020 года

По материалам РИА Новости

 


 

 Минпросвещения собирается распространить вузовский стандарт организации ДО на школы и техникумы

 

На портале нормативных правовых актов опубликован проект порядка ‎сопровождения реализации образовательных программ всех уровней образования с применением ‎электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. После общественного обсуждения он будет введен приказом министра просвещения как временный.

 

 

Документ определяет, что весь процесс должен быть организован на основании порядка организации ДО, разработанного прежде всего для вузов. Он был введен приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

 

 

В нем в частности прописаны нормы ответственности организации за обеспечение процесса. Например, в случае утверждения документа школы должны будут обеспечить уровень подготовки кадров для работы с технологиями и создать условия «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

 

 

Общеобразовательные учреждения, организации среднего профессионального образования и дополнительного образования должны на свой страх и риск обеспечить идентификацию личности обучающегося и обеспечить контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. Необходимо также вести учет и хранить результаты образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законов о гостайне, архивном деле и персональных данных.

 

 

В приказе также говорится о том, что Министерство просвещения Российской Федерации организовывает предоставление бесплатного доступа к необходимым образовательным интернет-ресурсам, при этом в проекте говорится только о Российской электронной школе, не ясно, будет ли ведомство оплачивать какие-либо другие ресурсы, которые потребуются для организации ДО.

 

 

Дата публикации: 20 марта 2020 года

По материалам сайта https://pedsovet.org/beta/article/minprosvesenia-sobiraetsa-rasprostranit-vuzovskij-standart-organizacii-do-na-skoly-i-tehnikumy

 


 

 Коррекционным школам подарят вторую жизнь

 

Угрозы закрытия коррекционных школ больше не существует - процесс их массового закрытия удалось остановить. Теперь коррекционные школы станут методическими центрами для оказания психолого-педагогической помощи учителям, детям и родителям. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов в ходе встречи с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым.

Встреча проходила в коррекционной общеобразовательной школе-интернате для глухих и слабослышащих детей, сообщает пресс-служба Министерства просвещения. Речь шла об использовании современных технических возможностей для обучения людей с нарушениями слуха. По мнению Кравцова, каждый ребенок должен иметь «доступ к необходимым знаниям» и поддержку педагогов, а слабослышащие дети нуждаются в еще большем внимании, заботе и скорректированных программах обучения.

 

 Уровень достижений российской дефектологии позволяет полноценно учить детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас учителей-дефектологов готовят в 150 вузах, - сказал Кравцов.

 

 По сообщению пресс-службы, всего в России 1664 специальные (коррекционные) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, каждая четвёртая школа – инклюзивная (с условиями для полноценного обучения особых детей). За последние два года не закрылось ни одно специальное учреждение.

 

 Решение преобразовать коррекционные школы в методические центры принято на федеральном уровне. В соответствии с реализацией нацпроекта «Образование» в течение шести лет финансирование получат 800 коррекционных школ – почти половина от их общего числа по стране. На это ежегодно будут выделять по миллиарду рублей.

 

Дата публикации: 18 февраля 2020 года

По материалам сайта https://pedsovet.org/beta/article/korrekcionnym-skolam-podarat-vtoruu-zizn

 


 

 

В 2020 году в системе образования России ожидаются серьезные перемены. Рассказываем о самых важных

 

 

Со следующего года перемены будут во всем – начиная от принятия детей в школы и заканчивая выпускными экзаменами. Мы собрали самые значимые изменения.

 

Поступление в школу и в ВУЗ

 

Изменения в 2020 году ожидаются в части как приема детей в первые классы школ, так и поступления выпускников в вузы.
Что касается приема в первые классы, то в 2020 году при приеме впервые будут отдавать приоритет детям, чьи братья и сестры уже учатся в этой школе. В остальном правила приоритетности будут теми же – сначала поступают дети, проживающие на закрепленной за школой территорией, а затем все остальные. Так как число мест в классах не бесконечное, школы имеют право отказывать в приеме детей.

 

Начало записи детей в первые классы школы обязаны открыть не позднее, чем в феврале 2020 года. Допускается как запись при личном посещении, так и организация приема заявлений в электронной форме.

 

Подать заявление в электронной форме можно будет при поступлении в ВУЗ. С 2020 года Рособрнадзор приступает к тестированию так называемого суперсервиса «Поступление в вузы онлайн» на Едином портале государственных услуг.

 

Суперсервисы включают в себя несколько отдельных услуг, которые позволяют «закрыть» потребности людей в самых распространенных ситуациях. Обещают, что на оформление документов при поступлении в вузы потребуется всего около 1 часа (вместо 2-3 дней).

 

Новации в процессе образования

 

Министерство просвещения России готовит изменения в процессе обучения детей, которые будут закреплены в новых школьных стандартах. В частности, новые стандарты будут определять, в какой период дети будут проходить те или иные предметы и темы.

 

Кроме того, будет обновлено содержание предмета «Технология» – теперь уроки будут включать основы робототехники, работу с графическими и мультимедийными редакторами, антивирусную защиту, и даже языки программирования. На ОБЖ школьникам будут рассказывать о терроризме, мошенничестве в интернете и буллинге.

 

Поменяется подход к внедрению школьных учебников: по новым правилам экспертизы заключение будет выдаваться всего на 5 лет, а эксперты будут нести ответственность за учебник. Вплоть до того, что фамилия эксперта будет проставлена на самом учебнике. Кроме того, они будут соответствовать новым образовательным стандартам.

 

Недавно вышел рейтинг стран по качеству школьного образования PISA, где Россия оказалась далеко не в лидерах. Чтобы приблизить отечественное образование к современным тенденциям, в рамках «Российской электронной школы» появятся новые задачи, разработанные по современной методике.

 

Это будут не традиционные школьные задачи, а, скорее, кейсы – которые направлены на практическое применение знаний.

 

Проверочные работы и экзамены

 

С 2020 года пересматривается процедура проведения всероссийских проверочных работ (ВПР). Так, теперь они будут проходить, в том числе, в 8 классах, а расписание станет плавающим. Это значит, что пройти ВПР по русскому языку в 4 классе можно будет с 30 марта по 3 апреля по вторникам и четвергам, а потом с 6 по 10 апреля. В 5 классе добавляется биология и история, в 7-м – иностранный и русский языки, обществознание и биология.

 

А еще проведена серьезная работа по предотвращению списывания на ВПР: теперь задания будут генерироваться автоматически для каждой школы. То есть, использовать правильные ответы из одной школы в другой школе не получится.

 

Серьезно изменится Основной государственный экзамен, он будет сильнее ориентирован на практические знания. Так, на экзамене по информатике школьник должен будет создать презентацию, а на экзамене по физике и химии показать лабораторный эксперимент.

 

По русскому языку заданий будет только 9 вместо 15, а для изложений будут использоваться различные тексты, включая рецензии и дневники. Примеры заданий по всем предметам можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений.

 

ЕГЭ в части содержания серьезно не изменится, но единый госэкзамен ждут различные технологические новации. В частности, в некоторых регионах для проверки участников и их результатов будут использоваться нейросети.

 

По графику будут небольшие изменения: в первый день будет не 2, а 3 экзамена (география, литература и информатика), а в день экзамена по обществознанию проведут еще и экзамен по химии. Экзамены (основная часть) пройдут с 25 мая по 16 июня.

 

Новые требования к школам и школьникам

 

В некоторых регионах и городах катастрофически не хватает новых школ, поэтому теперь они разрешены даже высотой в 5 этажей. Но размещать спортивные и актовые залы разрешат все равно на 1 или 2 этаже, а на 4 и 5 этажах смогут проводить лишь занятия для 8-11 классов, и максимум для 25% от общего числа учеников в школе.

 

 

Первые проекты пятиэтажных школ уже разрабатывают, а когда они будут построены, проекты смогут использовать у себя другие регионы.

 

Для школьников в 2020 году меняются требования к школьной форме. Пока национальный стандарт еще не утвержден, то уже известно, что новые требования будут более серьезно подходить к наличию синтетической подкладки в одежде школьников.

 

А что для учителей?

 

Учителей в 2020 году тоже ожидают новшества. Главное – это, конечно, новая программа «Земский учитель». С января заработает сайт программы, где будут размещаться свободные вакансии в школах из небольших населенных пунктов. Любой учитель, соответствующий требованиям школы, сможет занять одну из таких вакансий, и получить за переезд в сельскую местность 1 миллион рублей (а в регионах Дальнего Востока – 2 миллиона рублей).

 

Скорее всего, за некоторые вакансии будет настоящий конкурс, и победителей определят до 15 мая. До 20 июля с ними заключат трудовой договор (чтобы учитель приступил к работе с 1 сентября), а до 1 декабря они получат свои миллионы.

 

Кроме того, для учителей меняется порядок прохождения повышения квалификации. Министерство просвещения готовит новую единую модель, по которой учителя должны будут проходить повышение квалификации из 5 блоков: предметный, методический, психолого-педагогический, воспитательный и обязательную стажировку.

 

Общая продолжительность прохождения квалификации составит не менее 144 часов.

 

 

Дата публикации: 20 января 2020 года

По материалам сайта bankstoday.net

 


 

 

Результаты PISA: Китай - мировой лидер, Россия - без прогресса, Москва - доказывает амбиции

Сегодня во всем мире чиновники примкнули к таблицам с данными. Опубликованы результаты исследования PISA, которое проводится раз в три года и призвано зафиксировать изменения в образовательной политике.  Оценка фокусируется на грамотности в математике, чтении и естественно-научных дисциплинах.  В России в целом особых улучшений по тестам PISA не наблюдается. Только столичные ученики вошли в число лидеров.

Напомним, что программа ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA) оценивает степень, в которой 15-летние студенты, близкие к окончанию обязательного образования, приобретают ключевые знания и навыки, необходимые в современном обществе. 

Участие в PISA приняли около 600 тысяч учащихся из 79 стран мира, в том числе 7600 учащихся  43 регионов России. В основном школьники 9-х классов (больше 80 процентов), а также учащиеся 7–8-х и 10–11-х классов, студенты образовательных организаций среднего профессионального образования.

Ученики из  Китая, Сингапура и Эстонии получили лучшие показатели по всем направлениям. Эксперты PISA, на этом особенно сделан акцент в сообщении Минпросвещения, отнесли Россию к успешной группе стран (восемнадцати из семидесяти девяти), в которой по совокупности данных можно говорить о позитивных изменениях. Значительно улучшила результаты Москва (в исследовании отдельно выделяют города-мегаполисы). По читательской грамотности москвичи с шестого места в международном рейтинге вышли на третье, по математической с шестого на пятое, а по естественно-научной с двеннадцатого на шестое.

 

Дата публикации: 14 декабря 2019 года

По материалам сайта https://pedsovet.org/

 


 

 

Как стать земским учителем?

Сегодня на  IV Всероcсийском съезде учителей сельских школ раскрыли организационные детали программы «Земский учитель». C 10 января по 15 апреля на сайте, который пока еще не открыт, будут приниматься заявки на вакансии в сельских школах. Все, кто откликнется и пройдет отбор, получат один миллион, а на Дальнем Востоке - два миллиона рублей.

 

Кандидатами могут стать обладатели как высшего, так и среднего профессионального образования, не старше 55 лет. Сложная система баллов будет давать преимущество опытным педагогам. Но, например, уроженцам и выпускникам того села, где есть вакансия, тоже начислят дополнительные очки. Предполагается, что результаты отбора будут подведены 15 мая, а 15 июня с земскими учителями должны будут уже заключить договоры на местах.

Программа финансируется не только федеральным бюджетом, но и местными властями в разных процентных соотношениях. Педагоги, как обещают, получат миллион до 1 декабря. При этом условия договора будут включать пункт о том, что земский учитель должен проработать в данной школе пять лет.

Дата публикации: 20 ноября 2019 года

По материалам сайта https://pedsovet.org/beta/article/kak-stat-zemskim-ucitelem

 


 

 

В России заработала единая образовательная онлайн-платформа.

 

Она будет содержать интерактивные задания, которые в автоматическом режиме смогут наиболее эффективно помогать обучающемуся развивать свои компетенции и усваивать новый материал, пояснила замминистра просвещения Марина Ракова

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Замминистра просвещения Марина Ракова объявила о начале работы образовательного маркетплейса - онлайн-платформы, на которой будут собраны все доступные государственные и частные образовательные сервисы. Запуск ресурса состоялся на глобальной конференции по технологиям в образовании EdCrunch, которая проходит в Москве.

Как отметила замминистра, маркетплейс - это один из первых сервисов, который начинает работать в рамках внедрения в России Цифровой образовательной среды (ЦОС) по нацпроекту "Образование". Платформа представляет собой агрегатор образовательного контента и сервисов, которые есть как в регионах, так и на федеральном уровне, в государственном и негосударственном сервисах. Так, каждый пользователь сможет загрузить на платформу новую образовательную программу после ее проверки экспертами.

"Маркетплейс будет содержать интерактивные задания, которые в автоматическом режиме смогут наиболее эффективно помогать обучающемуся развивать свои компетенции и усваивать новый материал. Особенно актуальна платформа будет для сельских школ, где один педагог вынужден вести несколько предметов и ему физически сложно одинаково хорошо готовиться к каждому уроку. В выигрыше останутся не только учителя, но и ученики, которым в максимально яркой, наглядной форме преподнесут качественные знания", - добавила Ракова.

Она добавила, что система будет "пилотироваться в закрытом режиме до конца ноября, а потом станет доступна пользователям".

 

Предотвратить профессиональное выгорание

Говоря о внедрении ЦОС в целом, чиновник подчеркнула, что одна из основных задач в этом процессе - помочь учителю. "Мы вооружаем преподавателей самыми современными инструментами, чтобы можно было в привычном для детей формате донести информацию, разбудить интерес к познанию вообще и к конкретной теме в частности. Это позволит немного разгрузить учителя, перенаправить его силы на педагогическое творчество и предотвратить профессиональное выгорание", - заявила она.

Здесь на помощь педагогу помимо образовательной онлайн-платформы придет также и ряд других сервисов, которые будут запущены в рамках внедрения ЦОС. Среди них, например, платформа "Кадровый потенциал", которая позволит учителям создавать свои цифровые профили, где они будут указывать свои достижения и успехи, а директора школ смогут находить лучших специалистов в разных регионах страны.

Еще одним ресурсом станет платформа управления большими данными, которая будет обеспечивать формирование аналитической отчетности в сфере образования на основе собранных и обработанных массивов больших данных.

Кроме того, с дальнейшим внедрением ЦОС в стране заработает "единое коммуникационное поле" - то есть своеобразный общий чат, в котором, как ожидается, будут взаимодействовать все участники образовательного процесса (учитель, ученики, родители). Наряду с этим, ЦОС будет аккумулировать набор типовых информационных решений, которые упростят административную работу школ: речь идет о внедрении электронного документооборота, облачной бухгалтерии, переводе отчетности в электронный вид и так далее.

 

Дата публикации: 18 октября 2019 года

 


 

 

В 2021 году в России будет создан научно-образовательный интерактивный энциклопедический портал.

Проект создания портала, на котором в электронном виде будет представлена Большая Российская энциклопедия, был задуман премьер-министром Дмитрием Медведевым три года назад. В июле нынешнего года министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разработало законопроект. В приложении к российскому бюджету предполагается выделить в 2020-2023 годах почти 1,7 миллиарда рублей. Как поспешили сообщить некоторые солидные издания - "на создание российского аналога "Википедии". Так ли это? В самом деле, речь идет о "конкуренте" "Википедии"? Или задачи нового портала все-таки иные? Ответы на вопросы - в комментарии, который дал "РГ" ответственный редактор издательства "Большая Российская энциклопедия" Сергей Кравец:

 

Сергей Кравец, ответственный редактор издательства "Большая Российская энциклопедия". Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

- Сразу скажу: сообщения о том, что из федерального бюджета выделяются средства на создание русской "Википедии" или российского аналога "Википедии", принципиально противоречат реальности. Почему?

Мы начинаем подготовку к созданию научно-образовательного интерактивного энциклопедического портала. Связь с "Википедией" только в том, что тут и там есть слово "энциклопедия". Но понимаются они по-разному. Наш проект основан на верифицированных научным сообществом современных энциклопедиях.

Это прежде всего завершенная в 2017 году 35-томная "Большая Российская энциклопедия", это масса отраслевых энциклопедий, "Русские писатели", "Мифы народов мира", "Энциклопедия по физике", по медицине, географии, биологии, и так далее. По всем областям знания у нас почти 100 отраслевых энциклопедий, включая и те, что создавались в таких издательствах, как "Православная энциклопедия", "Росспэн", по классическому принципу, подразумевающему солидарную ответственность автора и редакции за достоверность предоставляемой информации. Этот принцип предусматривает научное рецензирование, чтение научным куратором, прохождение через службы проверки фактов, имен, дат, географических названий, библиографического описания. Классическая энциклопедическая подготовка. Помимо отраслевых, есть энциклопедии национальных республик, например татарская, башкирская. Есть региональные, областные, краевые энциклопедии, которые существенно расширяют краеведческий аспект.